Выбрать страницу

Мы сделали это! За рекордные сроки дошли до базового лагеря Эвереста и вернулись в Луклу, умудряясь заниматься йогой на треке. Мы безумно счастливы и влюблены на веки в Гималаи!

Участники йога трека: Мария Михайлова (Сингапур), Антон Шахманов (Новосибирск), Даниил Салий (Бангкок), Анна Мичурина (Новосибирск) и я.

Мы прошли этот маршрут за 11 дней как на одном дыхании, как будто волшебник-невидимка провёл нас своими тайными тропами: не успели усомниться и устать, опупевшие от близкого неба, восторга, сбывшейся мечты.

1 февраля. Прилёт в Катманду

Мы прилетели в Катманду в обед. В аэропорту оформили визы. Поселились в гостинице Нью Дунгкар в районе ступы Бодо и успели посетить Тамельский рынок, где купили тёплую одежду, обувь, фрукты и овощи на трек.

Вечером посидели в кафе, попробовали непальскую еду: дал-бат, вареники (момо), чапати, жареный картофель, чаи с пряностями. Очень вкусная еда без вкусовых добавок с естественными пряностями, к тому же, мы заказали всё без соли.

2 февраля. Второй день в Катманду

Получили пермиты к Эвересту, купили билеты в Луклу и обратно, погуляли по Катманду, занимались в гостинице йогой. Всё делали самостоятельно, без посредников. Билеты обошлись в 320$ на каждого, пермиты около 2 тыс рупий.

3 февраля. Перелет Катманду — Лукла. Переход Лукла — Пхакдинг (2800м).

Рано утром улетели в Луклу на симпатичном небольшом самолётике.

Увидели Непал с высоты: в предгорьях разбросаны посёлки, проложены дороги, тропы, террасами устроены огороды, вдали поднимаются высоченные Гималаи.

Безопасно приземлились на самую опасную в мире взлётную полосу и сразу из аэропорта, уложив и поправив рюкзаки, вышли на маршрут. Вся моя группа состояла практически из новичков в горных походах с рюкзаками, поэтому я сразу объяснила как правильно идти на спуске и подъёме. После обеда мы остановились в Пхагдинге на ночёвку.

В первый день мы несли рюкзаки от 12 до 18 кг.

Это было начало длинной дороги и мы, пока ещё не уставшие, сбегали в душ, позанимались йогой, поужинали.

Перелёт в Луклу

Лукла и привал 2

4 февраля Переход Пхакдинг — Намче Базар (3400 м)

Предстоял долгий подъём в Намче Базар (набор высоты 900 м), поэтому утром я нашла портера, который разгрузил наши рюкзаки до 5 кг каждый. На тропе все туристы как люди со школьными ранцами и с портерами, а мы как бобики загрузились большими рюкзаками. Но после первого дня пути мы решили перенять опыт у здешних туристов.

Профессиональные портеры — это сказочные персонажи, чего они только не носят! Да практически все непальцы великие умельцы в переноске грузов по горным тропам. Часто им в этом помогают животные. Не только мужчины, но и женщины, старики и даже дети просто так не гуляют от деревни к деревне как мы — туристы, они всегда что-нибудь несут.

В обед мы устроили перекус фруктами, занятия асанами под нежарким солнышком. Потом было много навесных мостов — со счёта сбились — 4 или 5… Открылось очень живописное ущелье и мы над ним, на огромной высоте. Наконец последний самый высокий, длиннющий и красивый мост и серпантин к Намче Базару, который всем нам запал в душу. В этом переходе мы притомились, остановились на ночлег в ближайшем отеле Як хаус, где не оказалось интернета, но была вкусная еда. К сожалению я в этот день перестала есть даже сырую еду, так как в обед расстроила живот подпорченным мандарином.

йога трек к Эвересту Гималаи (12)

йога трек к Эвересту Гималаи (13)

WP_20140204_113

5 февраля. Днёвка с акклиматизацией в Намче Базаре

Решили обойтись без радиальных выходов. Нашли другой отель с интернетом, переселились, гуляли по необычному посёлку, террасами расположенному на склоне горы, привыкали к высоте, любуясь видами всё более высоких гор.

У нас не было больше времени на днёвки, так как билеты из Луклы смогли купить не на 15, а на 14 февраля и нужно было торопиться. Натуральная непальская еда, вкусная и притягательная приворожила мою команду несмотря на «дороговизну» — от 150 до 700 рупий за блюдо — и про морковку все дружно забыли. Из сырого ели лишь помидоры, огурцы, капусту, яблоки, мандарины, сухофрукты, лук, чеснок.

йога трек к Эвересту Гималаи (5)

йога трек к Эвересту Гималаи (7)

Меню Намче Базар

йога трек к Эвересту Гималаи (6)

йога трек к Эвересту Гималаи (2)

6 февраля Переход Намче Базар — Тенгбоче

Утром мы позанимались йогой, помылись в горячем душе, как выяснилось впоследствии, в последний раз на маршруте — выше в это время года найти горячий душ было проблематично. Тропа, огибающая гору и переходящая в спуск доставила нам удовольствие после позавчерашнего крутого подъёма. Но в горах терять высоту — радость недолгая, во второй половине пути начался подъём и продолжался до Тенгбоче.

К вечеру мы прибрели в Тенгбоче, устроились на ночлег в 3-х этажную Tashi Deleck лоджию, где было очень многолюдно от туристов: пересеклись потоки поднимающихся вверх и спускающихся вниз. Здесь в Гималаях встречи с туристами на тропах и в Гестах необычные: при многообразном разноязычии как будто не существовало языковых барьеров. Мы, совершенно незнакомые, понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда, с лёгкой многозначащей улыбки, все были одинаковы в другом: нас объединяла цель путешествия. Похоже, все идут в горы за одним и тем же — это своеобразное паломничество к Духам Гор, что каждый путешественник в горах явно или не совсем явно сознаёт.

Счастливые и довольные уселись на диванчики в большущей столовой с печкой посередине и в ожидании еды потянули уставшие ноги в шпагаты, лотосы, вирасану… Все с аппетитом поели, а я с удовольствием пила кипяток с лаймом — кушать уже вообще не хотелось.

Молодёжь конечно чревоугодничала с таким меню: пицца, пироги с яблоками, вареники, далбат — ну классный Детокс на седьмом небе! В принципе такая еда в горах не вредит так, как на равнине — здесь на высоте обмен веществ реактивный и шлаки не успевают накопиться. В спальнях на такой высоте пар изо рта, туалет на улице — в здании все перемёрзли. Умывальник тоже на улице, но с горячей водой. Мы попросились спать в большой столовой, я заплатила 4000 рупий, чтобы нам всю ночь топили печку. Ночью я проснулась от ощущения замёрзшего носа и с трудом разбудила печника, который мирно спал под тремя матрасами, он затопил печь и под утро мы всё же согрелись.

Тут я впервые поняла, что зря мы не взяли спальники. Одеяла порой плотные как матрасы, не согревали, не закутывали нас и из-под них выглядывали и ноги, и роги…

WP_20140206_016

SAM_6985

7 февраля Переход Тенгбоче — Фериче (4250 м)

Доброе утро, горы! Сегодня идём к Фериче, набираем высоту, всё по плану, несмотря на помехи. Вчера я серьёзно повредила пятку (рентген после трека показал, что это трещина), спрыгнув с большого камня, и сегодня она разболелась, поэтому я отправила ребят вперёд, а сама поковыляла как могла. Природа становится всё более скудна растениями, приближаемся к моренам и ледникам. Неожиданно ко мне присоединился 16-ти летний Данил и пошёл со мной также не быстро.

На тропе было уже прохладно, чувствовалось близкое дыхание ледников. Самые активные всё же были вегетарианцы Антон и Аня. Мне на голоде вообще было легко, если бы только не болела пятка. В Фериче уже приличная высота, но на ночёвке ни у кого не было замечено отклонений в здоровье. Мы с Данилом приплелись на 1,5 часа позже. Остальные пришли раньше, позанимались асанами. Укладываясь спать мы опять вспомнили про спальники. «всплакнули» и залезли в холодные постели в верхней одежде и в шерстяных носках.

SAM_7005 - Copy

8 февраля Переход Фериче — Лобуче (4900 м).

Забираемся всё выше и выше. Суровая природа: морены, ледники, холодный ветер, идём в пуховиках и тёплых штанах. Наконец пришлось надеть тёмные очки. Троих я снова отправила вперёд, а мы с Данилом медленно плетёмся. Чувствуется, что ему плохо от высоты, но он мужественно продвигается вверх, назад не просится. Когда мы с ним в темноте добрались до Лобуче, он еле стоял на ногах. Быстро уложили его на стулья возле печки, дали горячий сладкий чай. Я посчитала его пульс: 140! У всех остальных он был от 72 до 76. Аппетит у Данила отсутствовал, но всё же немного погодя он чуточку поел салат из помидоров и огурцов. В предыдущие дни он абсолютно игнорировал сырые овощи, ел только варёное и мучное. И вот результат: горнячка решила его почистить.

На удивление здесь оказались приятные спальни, прогретые за день солнцем и пар изо рта пошёл только к утру. Утром накормила больного салатом, но пульс снизился лишь до 120. Он мужественно молчал, ошарашенный происходящим, но не сдавался. Характер! К сожалению на акклиматизационные днёвки не было времени и единственное, что можно было делать в такой ситуации — это очень медленно набирать высоту.

Данил — мой внук и я спокойно контролировала его состояние, а он, видимо, доверяя бабушке-йогатерапевту, не сдавался. После того, чего он натерпелся на высоте, его можно назвать самым сильным в группе.

Laboche

SAM_7046

9 февраля Переход Лобуче-Горак Шеп (5150м)

После приятной ночевки в Лобуче потянули и расслабили в асанах нагруженные мышцы и отправились дальше — в небо. Горак Шеп последний и самый высокогорный поселок на этом треке. Высота приличная, еда в столовой вкусная (меню прилагается), но здесь уже туристы едят мало. Первозданно чистая вода без фильтровых добавок. А воздух… Боже мой! Невидимые, но подсознательно ощутимые силы горных духов помогают, учат, проучают нерадивых, делают из слабых сильных. Наша группа теперь состояла из двух подгрупп.

1) Антон, Аня, Маша — форварды.
2) Данил и йогатерапевт с травмированной пяткой. Мы двое хоть шли медленно, приходили на 2 часа позже, но общего графика похода не срывали — все шло по плану.

Антон носился между двумя подгруппами взад и вперед, он как призрак то появлялся передо мной и Данилом, то снова убегал догонять свою подгруппу. Он давнишний вегетарианец и йогой занимается с 9 лет. Сейчас ему 18 лет и он вместе с мамой Ириной Мариной преподает йогу в Сибири: в Бердске и Новосибирске. В Горак Шеп у Данила пульс стабильно 120, отсутствие аппетита, понемногу ел фрукты и изюм. Ночевка в Горак Шепе тоже понравилась. Днем много солнца и спальни, расположенные окнами к солнышку, за день хорошо прогреваются.

Закат и горы

10 февраля. Радиальный выход к базовому лагерю Эвереста

Вот и настал день, завершающий наше поломничество к Эвересту. Около 10 час утра после завтрака мы отправились к Базовому лагерю Эвереста. Трое как обычно ушли вперед. Мы с Данилом шли медленно, частый отдых был необходим ему, да и моя пятка радовалась перерывам в ходьбе. В прошлых горных походах мне не раз приходилось ночевать на перевалах 5500, 5300, 5000 м. и поэтому эта высота была мне привычна и лишь вызывала эйфорию активности, очень хотелось взглянуть на Эверест.

Мы с Данилом дошли до того места, где из-за вершины выглянул кусочек Эвереста. Мы сели и я предалась воспоминаниям, наслаждаясь видом горных ландшафтов. Сверху прибежал Антон, сказал, что они сфотографировались, ждут нас. Я велела им спускаться и мы пошли вниз. Кусочек Эвереста мы увидели, почувствовали его могучее дыхание. Переночевали в Горак Шепе, счастливые. Казалось бы отчего? Столько трудностей, усилий, неудобств… Но что-то внутри все же поднимало в душе восторг. Ребята рассказали как расплакалась американка, увидев Эверест.

11 февраля Спуск Горак Шеп — Фериче.

В оставшиеся три дня мы проходили двухдневное расстояние за день. Форварды ушли вперед. Я шла медленно из-за ноги, а оживший Данил шел со мной в этот день уже скорее из-за сочувствия. Ночевали в Фериче Резорт, где в маленькой столовой была жаркая печка. В начале спуска из Горак Шеп нас легким крылом зацепил ураган, который в этот день обрушился на поселок. Нам повезло: мы успели проскочить мимо, но подмерзли от ледяного ветра. Поэтому мы просились ночевать в теплой столовой, где для нас всю ночь топили печку. За ночь все согрелись и начали вспоминать о теплых краях. О Таиланде.

В Гестах на стенах и потолках размещены памятные футболки, грамоты, фотографии знаменитых восходителей на Эверест. Дороги и тропы на треке — это плод грандиозного труда, как великая китайская стена. Практически нигде тропы не ползут под ногами, они везде укреплены каменными кладками и ступенями. Настоящие дороги очень даже комфортные для ходьбы в любую погоду. Кто их строил? Когда? Это заинтересовало.

Теперь эти дороги кормят непальцев. Круглый год толпы туристов идут по этим гениальным, практически вечным тропам. Это хороший бизнес для Непала. Очень понравилось и то, что на протяжении трека мы много раз регистрировались в специальных пунктах. То есть служба безопасности очень хорошо представлена не только в благоустройстве трековых троп, но и в контроле нашей личной безопасности: мы не потеряемся — нас найдут!

12 февраля Спуск Фериче — Намче Базар.

Опять двухдневная дорога за один день. Первая подгруппа ушла вперёд, а выздоровевший Данил решил меня сопровождать. Когда мы медленно почти под вечер подходили с ним к Тенгбоче, встретили большую группу туристов. Поговорили с ними о том о сём. сказали, что идём в Намче Базар. Один из мужчин спросил: «Today? No, it is impossible» Уже в темноте мы подошли к Намче Базару и начали спускаться по его террасам вниз к своему Гесту, Данил проворчал несколько раз: «Impossible! Вот вам и impossible.» Передовой отряд, уютно устроившись в кроватях, ждал нас — никто не спал. Они опередили нас всего на 2,5 часа. Но план дня был сделан и это всех радовало. Завтра последний день спуска!

13 февраля Спуск Намче Базар — Лукла

Я отправила всю свою группу вперёд не разрешила никому меня сопровождать, зная, что приду ночью. Я не могла быстро идти из-за травмированной пятки, как выяснилось потом в одной из костей была трещина. Хорошо, что я не ела и не пила — было бы хуже. В таких случаях надо переставать есть, однозначно — быстрей заживёт.

Этот день пути для меня стал пожалуй самым памятным и в общем даже приятным. Темнота застала меня уже на подъёме в Луклу, тропы почти не было видно.

Я была одна в тёмном лесу, излучающим умиротворение, никто и ничто не мешало мне, я как бы слилась с окружающей природой и стала её признанной частицей. Боль в ноге была где-то далеко не во мне и мне казалось, что я как летучий корабль плыву, не касаясь ногами земли.

Я не спешила, размышляя. Очень-очень много интересных и полезных мыслей пришло мне в голову в этот вечер. Голодание на треке прочистило мне мозг. Сознание работало как никогда чётко и ясно, раскладывая всё по полочкам. В 10 часов вечера я шла по Лукле к отелю, где должны были остановиться мои орлы, но их там не оказалось и я к великому своему удовольствию заночевала в нём сама, продолжая всю ночь думать и строить планы.

Утром мы встретились в аэропорту. Немного поэмоционировали, счастливые. Но в этот день отменили все полёты из-за тумана, заполнившего всё ущелья по случаю снижения температуры воздуха. Вернулись в отель, где хозяин был одним из работников аэропорта, он нас по телефону перерегистрировал на завтра. Завтра мы опять не улетели. Пришлось покупать билеты из Катманду в Таиланд на другие даты — такой погоды в феврале мы не ожидали и билеты были куплены без возможности сдать их.

Погода не улучшалась и я в шутку и всерьёз позвонила мужу в Казахстан, чтобы он разогнал туман — прогноз был абсолютно безнадёжный. На другой день туманна полдня рассеялся и мы улетели, потом, говорили, опять вернулась непогода в Луклу. Самые настырные летают на вертолётах, стоит это от 400$ в один конец. Приходится считать, что дешевле: поменять билеты на основной рейс или улететь вовремя на вертолёте.

«Вот и закончился круг, помни, надейся, скучай…» В Непале, в Гималаях получается наверное самый качественный Детокс.

©Татьяна Марина, йогатерапевт. Копирование материала запрещено.